Содержание
По сути вся работа по охране труда возлагается на плечи работодателя. Условно ее можно разделить на три составляющие: планирование, организация, исполнение. Все начинается с планирования, в котором работодатель определяет меры, которые ему необходимо предпринять для создания безопасных условий работы. Проведение всех намеченных мер нужно организовать. Последний этап - выполнение полноценно организованных мероприятий. Но, на этом работа не закончена. Чтобы, как минимум поддерживать достигнутый уровень безопасности работодателю нужно держать обстановку на рабочих местах под контролем.
Зачем работодателю вести контроль за охраной труда?
Самый простой ответ на этот вопрос - требования закона. Если изучить статью 214 Трудового кодекса РФ, то обнаружится, что пункт 11 в третьей ее части содержит подобные положения. Согласно ему, под контролем работодателя должны быть условия труда, соблюдение нормативных требований подчиненными. Отдельно нужно проконтролировать насколько правильно сотрудники применяют выданные им в пользование средства защиты, в том числе коллективные.
Кроме Трудового кодекса обязанность держать охрану труда под контролем работодателю вменяет приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 № 776н. Пункт 63 указывает на обязательный контроль со стороны руководителя организации за работоспособностью системы управления охраной труда ( СУОТ). В этом контексте, предметами контроля является все то, что окружает работника и то, что он применяет в своей работе (рабочее место, инструменты, оборудование, сырье, способы выполнения работы и т.д.) процедуры, выполняемые в рамках СУОТ и уровень ее функционирования (медосмотры, оценка профрисков, выдача СИЗ и т.д), все нештатные ситуации и происшествия (травмы (микротравмы), профзаболевания, аварии и т.д.).
Этот же приказ, в пункте 64 разъясняет как работодателю можно вести контроль. Ему предоставлена возможность внедрения многоэтапной системы контроля. Полнота ее функционирования зависит от структуры компании. Работодатель вправе сам определить кто из работников и на каком управленческом уровне должен будет вести контроль. Его объем зависит от уровня, на котором он проводится. Например на уровне рабочего места нужно контролировать меньше показателей состояния охраны труда, чем на уровне компании в целом. Система утверждается локальными документами, например положением и приказом руководителя предприятия. Дополнительно можно завести журналы проведения контроля, акты проверок и т.д.
Пункт 65 указанного нормативного акта указывает на альтернативные способы контроля. Прежде всего - надзор с помощью профкома или другого выбранного органа работников. Если он существует, то в его структуре назначается уполномоченный по охране труда. Как раз в его функции входит проведение внутренних проверок состояния охраны труда со стороны трудовой общественности. Кроме того, работодатель может организовать систему внешнего или внутреннего аудита.
Аудит как способ контроля
Если рассматривать аудит как способ проведения контроля, то преимущественно работодатели внедряют его внутренний вид. Из названия следует, что вся работа по его внедрению и проведению ложится на плечи подчиненных специалистов. Несмотря на то, что основной причиной применения именно внутреннего аудита является чаще всего является его финансовая сторона он имеет ряд существенных преимуществ. К ним можно отнести достоверность полученных сведений, прозрачность проводимых проверок и ведение собственной статистики нарушений требований охраны труда на предприятии.
Внутренний аудит может проводится как планово, так и во внеочередном порядке. Плановый порядок имеет установленную периодичность, например раз в шесть месяцев. Кроме того, плановый аудит как правило упорядочен. Например, для каждого объекта контроля разрабатываются отдельные чек листы, в которых указываются определенные показатели. По их значениям оценивают состояние охраны труда.
Внеплановый внутренний аудит проводится в определенных ситуациях, как правило нештатных. Например, причиной внеплановой проверки может служить случай нарушение работником требований безопасности без возникновения вреда здоровью. С помощью аудита выясняют причины, которые привели к возникновению нарушения. Поэтому, здесь главную роль играют не стандартные показатели состояния охраны труда, а обстоятельства которые привели к нештатной ситуации.
Любой вид внутреннего аудита заканчивается анализом полученных данных. Исходя из них формируются меры, которые нужно принять, чтобы нормализовать состояние охраны труда на объекте и не допустить возникновения различных негативных явлений. Эффективность принятых мер также могут оцениваться путем внутреннего аудита.
Мотивы работодателя для организации внутреннего аудита
Внедрение системы внутреннего аудита - необязательное действие работодателя. Ни одна норма трудового права не обязывает работодателя пользоваться такой системой. При этом, применение этого вида контроля может быть обусловлено некоторыми причинами.
Штатный специалист по охране труда выполняет работу не в полном объеме или не имеет необходимых компетенций. Несмотря на возможное безусловное доверие к специалисту иногда необходимо проверять качество его работы. Он может банально допускать ошибки, уставать от большой нагрузки, эмоционально выгорать, пропускать законодательные нововведения и т.д. Из под его контроля могут уходить мелочи, которые могут вырасти большие проблемы и привести работодателя под административную ответственность в виде штрафа. Внутренний аудит помогает не допускать таких ситуаций.
Подготовка к проверке трудовой инспекции (ГИТ). Если инспектор приходит в для очередной проверки, то достаточно плановый провести внутренний аудит и закрыть все обнаруженные нарушения. Здесь важно правильно рассчитать время - на саму проверку и устранение замечаний. Для полноценной защиты от внеплановых проверок внутренний аудит нужно проводить системно. К слову, документы, подтверждающие проведение аудита могут помочь в суде при обжаловании размера штрафа с целью его уменьшения.
Создание внутренней культуры безопасности. Внутренний аудит не должен быть отдельной мерой от общей локальной системы охраны труда. Его целесообразно внедрять как ее неотъемлемую часть. Прежде всего, наличие системы внутреннего аудита формирует трудовую дисциплину. Работодатель привыкает к постоянному контролю охраны труда, что способствует выполнению ранее указанных норм закона. У работника формируется понимание и осознание того, что исполнение требований безопасной работы - его обязательство, как и любая другая должностная обязанность. Указанное соотношение, как правило становится основой локальной культуры безопасности.