Обновленные аптечки первой помощи

Сентябрь — время вступления в силу новых нормативных актов в области охраны труда. На этот раз поправки касаются аптечек первой помощи, а вернее их содержимого.

Для чего работодателю аптечки первой помощи?

У работодателя есть целый ряд обязанностей, которые направлены на обеспечение безопасной работы его подчиненных. Одной из них является санитарно-бытовое содержание (ст. 216.3 ТК РФ)

В рамках этого обязательства руководитель организации должен создать специальные места, где работник может получить первую помощь. Специальные места именуются постами, а получение первой помощи обосновывается негативным состоянием работника. Перечень состояний утвержден приложением №1 приказа Минздрава России от 3 мая 2024 г. № 220н.

Помощь пострадавшему работнику оказывать голыми руками невозможно. Например, остановить кровотечение у него, в зависимости от его вида невозможно без использования бинта, жгута и стерильных салфеток. Все эти средства имеют общее название — медицинские изделия и общее место хранения — аптечку.

Таким образом, аптечка необходима работодателю для оборудования постов, где с ее применением оказывается первая помощь.

Действия работодателя с аптечками

Снабжение аптечками постов помощи пострадавшим начинается с определения их количества. Законодательно требуемое число не установлено. Поэтому, на практике работодатели исходят из минимального расчета 1 аптечка на 1 пост.

Количество постов первой помощи также нормативными актами не утверждено. Для его определения работодателю следует исходить из специфики своей деятельности, числа участков проведения работ повышенной опасности, результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

Работа с аптечками выглядит следующим образом:

  • контроль полноты комплектации;
  • недопущение использования просроченных средств;
  • организация хранения.

За все три направления или за каждое из них отдельно работодатель назначает ответственного работника. Ему предстоит проводить периодический осмотр постов оказания помощи, а также, по решению работодателя вести некоторую отчетную документацию. Форму и виды таких документов также информацию, которую нужно в них указывать работодатель вправе устанавливать самостоятельно. Назначение ответственного может оформляться локальным приказом.

Место хранения аптечки — пост, который должен быть специально оборудован. Его месторасположение обозначается информационным знаком: крест белого цвета на зеленом фоне на табличке квадратной формы. Вместо таблички может использоваться наклейка на твердой подложке. Требования к знаку обозначены в ГОСТ 12.4.026-2015. Запрещено класть аптечку в закрытом или труднодоступном месте, потому как доступ к ней должен быть свободным.

Отдельное внимание ответственного работника стоит обращать на наличие посторонних предметов в аптечке: лекарств и иных медицинских изделий, не предусмотренных установленным перечнем. Из-за свободного доступа к аптечке часто работники кладут в нее таблетки от головной боли, для нормализации давления и так далее. Аптечка первой помощи — не место для медицинских препаратов, потому как их применять можно только с разрешения медицинского работника. Это связано с тем, что сотрудник без медицинского образования не может оценить риски для пострадавшего от применения лекарств. У него может возникнуть банальная аллергическая реакция, которая только ухудшит его состояние и затруднит оказание помощи.

Новые составы аптечек

С 1 сентября юридическую силу обрели 12 приказов Минздрава, которые утвердили новые аптечки первой помощи для различных категорий работающих, служащих и неблагоприятных ситуаций. Среди них есть те, которые отменяют нормативные правовые акты (НПА), действующие до начала осени. Есть, которые вводятся впервые.

Абсолютно новым нормативным актом является приказ Минздрава России от 24.05.2024 № 261н. Его цель — регламентирование содержимого аптечки для помощи сотрудникам сферы образования. Ее содержимое практически идентично аптечке ПП для работников, за исключением дополнительного бинта размером 5 м x 5 см или 2 м x 5 см.

Обновленная аптечка для пострадавших работников утверждена приказом Минздрава России от 24.05.2024 № 262н. Он отменил действие предыдущего приказа ведомства № 1331н. Между составами есть несколько отличий:

  • две медицинские маски, вместо десяти;
  • два устройства для искусственной вентиляции легких вместо одного;
  • бинт из марли можно заменить эластичным;
  • наличие блокнота, маркера или карандаша.

Изменения внесены в автомобильную аптечку. НПА, утвердивший его — приказ Минздрава России от 24.05.2024 № 260н. С 1 сентября в автоаптечка обновлена:

  • двумя приспособления для искусственного дыхания, а не одного;
  • тремя бинтами размером 5х10см, вместо четырех;
  • спасательным одеялом;
  • блокнотом, карандашом или маркером.

Пострадавшим работникам - водителям необходимо оказывать первую помощь с применением двух аптечек, но при этом с учетом ситуации их использования. Если водитель находится на территории организации, то помощь ему оказывается на посту с применением аптечки для работников (приказ № 262н). В случае получения травмы водителем в момент управления транспортным средством, то для первой помощи необходимо использовать аптечку (приказ № 260н), хранящуюся в автомобиле.