Риск-ориентированный подход в проверках. Отмена моратория

Относительно недавно любой приход инспектора в организацию с проверкой вводил ее руководителя в настоящее оцепенение и вызывал тревогу. Пройти проверку без нарушений было практически не реалистичным сценарием, и получение штрафа было обеспечено. С относительно недавнего времени госнадзор переродился. Это произошло благодаря внедрению риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Каждый работодатель в процессе своей работы может допустить нарушение закона. Само нарушение это несоблюдение требований, которые созданы для охраны особых гражданских ценностей. Например, работодатель может не выплачивать зарплату, не предоставлять отпуск, не выдавать средства защиты, не проводить медицинских осмотров и т.д. Все эти действия ведут к одному — несоблюдению права работника на безопасный труд.

Не все работодатели могут вести себя подобным образом. Это означает, что вероятность нарушения права работника на безопасный труд может различаться. Поэтому применять какие-либо санкции нужно исходя из ее уровня. Именно в этом заключается суть риск-ориентированного подхода (РОП).

Функция по реализации РОП возложена на надзорные органы, в том числе трудовую инспекцию. Их задача определить насколько работодатель склонен пойти на нарушение положений трудового права. В связи с этим, ему устанавливается определенная категория риска. На ее основе утверждается периодичность его проверки служащими инспекции. В процессе реализации важно чтобы соблюдался главный принцип: чем больше нарушений закона зафиксировано, тем чаще нужно проводить контроль. При этом, для тех кто дружит с законом или допускает незначительные отступления от него, предусмотрены не проверки, а профилактические меры: консультации, предостережения. профилактические визиты и т.д.

Применение риск-ориентированного подхода

“Новый” метод организации надзорной деятельности применяется не только госинспекцией труда. Его обязаны использовать госслужащие надзорных органов:

  • транспортного;
  • экологического;
  • фитосанитарного;
  • энергетического;
  • ветеринарного;
  • антимонопольного.

Этот список не исчерпывающий и полностью указан в постановлении Правительства РФ от  от 17 августа 2016 N 806.

Кроме указанного НПА, регулированием РОП к проверкам “занимается” федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ. Он установил исключения в этом вопросе, то есть виды контроля, которые не применяют подход при их проведении. Например, к ним относится:

  • пограничный контроль;
  • наркоконтроль;
  • таможенный надзор;
  • финнадзор;
  • налоговый контроль;
  • контроль за оборотом оружия.

Как было указано выше, риск-ориентированный подход применяется путем присвоения каждой подконтрольной компании категории риска. Отдельно взятая организация может иметь у каждой инспекции разные категории. В зависимости от категории устанавливается период, по прошествии которого инспекция обязательно наведается на предприятие. Всего утверждено 6 видов категорий: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний. умеренный и низкий. При чрезвычайно высоком риске проводится ежегодный плановый надзор. Если риск высокий, то инспектор должен приходить 1 раз в 2 года. Значительный риск означает, что проверку будут проводить 1 раз в 3 года. При наличии среднего уровня риска контроль будет осуществляться не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет. Присвоение умеренного риска приведет к проверке не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет. Низкая категория освобождает руководителя организации от плановых проверок.

Категория присваивается на основе наличия и проявления особых показателей - индикаторов. Чем их больше, и чем чаще инспекция их фиксирует, тем выше становится категория риска. Поэтому руководители компаний напрямую заинтересованы в профилактике и предупреждении нарушений законодательства. Этот аспект является одной из целей применения риск-ориентированного подхода.

Мораторий отменяется

В период пандемии и действующих санкций вводятся и действуют моратории на проверки. Это действие законодателей освободило от планового контроля надзорных органов большинство представителей бизнеса. Мораторийный период показал наибольшую эффективность применения профилактики нарушений, чем воплощение последствий их проявления — наложения взысканий. Тем не менее, это не означает, что за допущенные нарушения компанию не накажут.

Мораторий действует до конца текущего года. Законодательно было утверждено его продление до 2024 года. Но, в феврале этого года, Президент РФ предложил отменить мораторий и полноценно перейти на риск-ориентированный подход в проведении проверок уже в начале 2025 года. В связи с этим Минэкономразвития России обозначил главные приоритеты ведения надзорной деятельности, начиная со следующего года.

Плановые проверки будут отменены, но не для всех. Под надзором останутся организации, имеющие чрезвычайно высокую и высокую категорию риска. Внеплановые проверки будут проводится в отношений нарушителей закона, которые создали жизненную угрозу здоровью граждан, обстоятельства появления чрезвычайной ситуации, а также способствовали сработке индикаторов риска. Основным способом контроля для большинства предприятий станет профилактический визит.