Новое положение работы и отдыха Водителей

Ространснадзор утвердил новый нормативный акт, касающееся соблюдения непременных требований распорядка труда и отдыха для работников, управляющих транспортными средствами. Правила касаются количества часов, которые работник тратит на управление и на последующий отдых. Документ был принят 3 апреля 2023 года. Документ включает в себя варианты по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулирования труда и отдыха водителей. Также нормативно-правовой акт включает в себя примеры по соблюдению указанных правил, а также по их нарушению.

Правила касаются субъектов транспортной деятельности, осуществляющих транспортировку автомобилями разного назначения. Сюда относятся и пассажирские, и грузовые перевозки.

Нормативный акт призван проинформировать сотрудников и руководителей предприятий о существующих способах придерживаться требований на дороге, о рекомендациях и конкретных приемах по соблюдению действующих правил.

Руководство не является обязательным, а только лишь носит рекомендательный характер и применяется на добровольной основе.

Способы соблюдения обязательных требований

Каждому субъекту транспортных перевозок необходимо:

  1. Поддерживать наличие в штате компании необходимое количество водителей.
  2. Следить за соблюдением водителями режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда в соответствии с фактическими требованиями законодательства.
  3. Снабжать контролируемые ими средства тахографами и следить за корректностью их работы.
  4. Оснащать водителей картами тахографа, а также следить за выгрузкой данных с этих карт не реже, чем раз в 28 дней.
  5. Проводить анализ данных с карт для выявления нарушений, а также устранять их причины при обнаружении.

В Руководстве большое внимание уделяется примерам расчета правильности соблюдения требований по продолжительности рабочего времени и отдыха, а также подробно рассмотрены примеры нарушений обязательных требований. Такой подход позволяет как работникам, так и руководителям автотранспортных предприятий наглядно оценить возможные риски и их последствия при несоблюдении обязательных требований.

Основные требования режима труда и отдыха для водителей грузовых и пассажирских транспортных средств

Поскольку закон запрещает управлять транспортным средством в состоянии усталости, водителям необходимо строго соблюдать правила распределения труда и отдыха.

Водитель может работать в сменном, разрывном или ненормированном графике. В первом случае работник выходит на полную смену днем, вечером или ночью в соответствии с собственным графиком. Во втором случае водитель выходит на маршрут несколько раз в течение своего рабочего дня, причем продолжительность периодов работы должна укладываться в нормы ТК РФ. При ненормированном графике водитель выходит на работу по требованию работодателя, причем, это может происходить за пределами установленного рабочего графика.

Учет рабочего времени водителя производится на основании определенного для него графика работы. Соответственно, для расчетов может использоваться ежедневный или же суммированный метод. При ежедневном работник, управляющий транспортным средством, не вправе находиться за рулем больше 9 часов в день и 40 часов в неделю. При суммированном допускаются существенные вариации. Так, возможна отработка большего количества часов в день, чем предусмотрено нормой, но суммарно отработанное время не должно превышать месячную норму.

Исключительные случаи предполагают выход водителя на смену, длящуюся до 12 часов. Это актуально для работников, задействованных на пассажирских перевозках на городских или пригородных маршрутах, на маршрутах на дальних расстояниях и на перевозках, организуемых для экстренных служб, медицинских учреждений и прочих специальных ведомств.

Контролировать работу водителей, а соответственно, режим их труда и отдыха, может только работодатель, используя тахограф. Анализ выгруженных из этих устройств карт должен взять на себя специально обученный специалист из штата компании. При этом от водителя требуется умение управляться с тахографом и гарантировать его работоспособность в дороге. В случае поломки устройства автомобилисту необходимо добраться до ближайшего сервиса или стоянки, где работоспособность тахографа будет восстановлена.